«Можно ли научить маму самой работать телесной терапией с ребенком, например при его гиперактивности?»
Сегодня хочу предложить вам статью коллеги - Елены Шубиной. Вопрос о гиперактивности детей задается очень часто обеспокоенными родителями. Но данный вопрос - очень часто связан с окружением, в котором находится ребенок. Так же вопрос может успешно разрешиться измением питания ребенка. Гиперактивность - это комплексный вопрос, который нужно решать системно.
И решить данный вопрос, разумеется, можно. Но нужно понимать, что за редчайшим исключением патологического характера, не бывает гиперактивных детей у спокойных, реализованных и гармоничных мам. Как правило, синдром гиперактивности указывает на нестабильную ситуацию в семье, на наличие факторов, которые подкрепляют, а иногда и провоцируют состояние ребенка. В такой ситуации начинать учить маму надо не телесной терапии, а саморегуляции, а еще раньше — выявить, какие семейные факторы могут негативно влиять на ребенка. Иными словами, нужна психотерапия мамы.
Конечно, мы не можем вот так прямо взять и сказать маме, которая привела на терапию ребенка. Поэтому начинаем всякие обходные маневры. Вначале просто разговариваем, добиваемся взаимопонимания. А потом уже по ситуации. Если мама умная, то можно вообще обойтись без терапии ребенка — работать только с мамой. Помню, у меня была такая клиентка. Дома главным источником беспокойства был муж и ее мама. Два сильных характера, которые делили между собой власть над супругой/дочерью. А ребенок был между ними, как буфер. Следствие — срывы, вплоть до припадков, подозрение на эпилепсию. Я работала с мамой мальчика, с ее границами. Через год диагноз у ребенка сняли. Ребенка мы тогда не трогали вообще. А начиналось все с запроса: поработайте с моим ребенком.
Скажу больше, для меня вообще вопрос, уместно ли называть телесно-ориентированные практики для маленьких детей — терапией. В основе этих практик лежит многовековой народный опыт телесных игр - пестование . «Гули-гули полетели, на головку - сеееели». Разве это терапия? Да это же чистая любовь! Терапия все-таки предполагает наличие травматического опыта, который человек (в идеале) осознает и готов идти в него с целью получения исцеления. В нашем случае, это, скорее, воспитание через тело. Такое воспитание нужно и маме и ребенку.
Поэтому возвращаясь к вашему вопросу — можно ли научить маму? Нужно учить! Но я бы учила прежде всего прикосновениями. Как вы прикасаетесь, как долго удерживаете контакт, насколько задействуете собственное тело или только руки? На примере любой практики можно увидеть, какие телесные зажимы есть у мамы и помочь осознать их. Тогда и ребенку станет легче.
Есть три правила, которые надо соблюдать с гипервозбудимыми (и просто шустрыми) детьми:
1) Не дергать!
2) Не бросать. Доводить любое действие до конца.
3) Замедляться.
Понаблюдайте, как мамы в садике или в младшей школе одевают ребенку обувь. Кто-то последовательно: одела ботиночек, завязала шнурочек, взяла следующий. А кто-то резко, быстро... Напялила кое-как один ботинок, бросила, сама на корточках, сумка зажата между туловищем и коленями, сумка выскальзывает, пытается всунуть ножку ребенка во второй ботинок, ребенок вертится — не дает, у первого ботиночка еще шнурки не завязаны... С гипервозбудимым ребенком надо двигаться, как в кино при замедленной съемке. Чувствуешь, что начинаешь нервничать — замедляйся!
И еще надо уметь гладить.
И у вас есть замечательная возможность научиться справляться с детской гиперактивностью с помощью техник телесно-ориентированной терапии. Или пройти обучение в индивидуальном порядке. Или получить индивидуальную сессию
Запись по тел: +7 914 711 19 36